Психомоторное развитие – это совершенствование двигательных, познавательных, речевых и эмоциональных навыков ребенка. В первый год жизни ребенок проходит через несколько этапов психомоторного развития, которые характеризуются появлением и совершенствованием определенных умений и навыков. Вы также можете узнать подробнее про психомоторное развитие ребенка первого года.
Развитие двигательных навыков
Двигательные навыки – это способность ребенка контролировать свое тело и перемещаться в пространстве. Двигательные навыки делятся на грубые (крупная моторика) и тонкие (мелкая моторика). Грубые двигательные навыки включают умение держать голову, переворачиваться, сидеть, ползать, вставать и ходить. Тонкие двигательные навыки включают умение хватать предметы, манипулировать ими, показывать пальцем и т.д.
Средние сроки и возможные границы развития двигательных навыков у детей первого года жизни:
- Улыбка появляется в возрасте от 3 до 8 недель, а в среднем – на 5-й неделе.
- Сидение достигается в возрасте от 4,5 до 8 месяцев, а в среднем – на 6-м месяце.
- Ползание проявляется в возрасте от 5 до 9 месяцев, а в среднем – на 7-м месяце.
- Стояние самостоятельное достигается в возрасте от 8 до 13 месяцев, а в среднем – на 10,5 месяца.
- Ходьба самостоятельная проявляется в возрасте от 9 до 14 месяцев, а в среднем – на 11,75 месяца.
Развитие познавательных навыков
Познавательные навыки – это способность ребенка воспринимать, понимать и усваивать информацию из окружающего мира. Познавательные навыки включают развитие зрительного, слухового и тактильного анализаторов, а также памяти, внимания и мышления.
Средние сроки развития познавательных навыков у детей первого года жизни:
- Прослеживание взглядом движущегося предмета появляется на 2-м месяце.
- Различение цветов, величины, пространственных соотношений появляется на 4-5 месяцах.
- Реакция на звук, поиск источника звука появляется на 3-4 месяцах.
- Реакция на свое имя, понимание обращенной речи появляется на 8-12 месяцах.
- Исследование предметов руками и ртом, использование разных приемов хватания появляется на 6-9 месяцах.
- Игра с предметами, подражание действиям взрослого появляется на 9-12 месяцах.