Что такое домбра?

0
433

Домбра — музыкальный инструмент с длинной ручкой из категории балалаек, вероятно, монгольского происхождения. Он имеет две струны, и на нем играют, ударяя и защипывая их. На нем часто играют вместе с другими струнными инструментами, характерными для Средней Азии и Монголии. Инструмент является одним из символов Казахстана, фактически он изображен на некоторых казахстанских банкнотах.

Исконно русские музыкальные инструменты уходят в прошлое, уступая место новым. Сегодня мало где слышна балалайка; домра встречается еще реже. Домра является прародительницей балалайки и по праву считается русским народным инструментом.

Домра существует на Руси с древних времен, ее изображение можно увидеть в народных гравюрах. Любопытно, что этот инструмент стал поистине интернациональным, домра под разными названиями используется многими народностями. У калмыков домра, у татар домбра или дундуур.

По своему звучанию домра делится на несколько видов: пикколо, меццо-сопрано и альтовая домра. Этот щипковый инструмент представляет собой конструкцию из деревянного корпуса, на дне которого закреплен щиток. Вверху есть горловина с колышками. Веревки крепятся к щиту и натягиваются на шею с помощью колышков.

Корпус домры состоит из семи кусков сухого дерева, склеенных между собой в определенной последовательности. Накладка грифа склеена из твердой древесины с расположением волокон древесины по длине.

Первоначально домру изготавливали из куска дерева, выкапывая полусферическую полость, затем приделывали гриф, к которому натягивали нити из жил животных. В XVII веке церковь, обеспокоенная бурным развитием светской культуры, начала гонение на «бесовские орудия», к которым относили и домру.

Под давлением духовенства царь Алексей Михайлович издал в 1648 году указ о запрещении использования домры в качестве музыкального инструмента. Музыкантам-скоморохам запрещалось играть на домре, а сами инструменты подлежали уничтожению. Такой трагической судьбы не было ни у одного другого музыкального инструмента. После XVII века не осталось ни одного письменного упоминания о домре.

Возрождение инструмента началось с талантливого музыканта В. Андреева. В 1896 году он нашел ветхий инструмент, который, по словам Андреева, был домрой. Вместе с известным мастером С. Налимовым Андреев разработал и реализовал совершенно новую концепцию в создании домры. Был построен круглый, полусферический корпус, склеенный из разных пород дерева, гриф с тремя струнами. Так начала появляться новая домра.

Когда возродили домру, Андреев уже руководил оркестром балалаек. Андреев увлекся идеей создания оркестра русских народных инструментов. Для воплощения своей идеи Андрееву понадобилась группа инструментов, способных создать сквозную мелодическую тему в общем звучании оркестра. Для этого хорошо подходила реанимированная домра. Была создана и включена в состав оркестра группа домр.